Надо ли платить за ручную кладь в самолете? - Нет!!!
АВИАКОМПАНИЯ ТРЕБУЕТ ОПЛАТИТЬ РУЧНУЮ КЛАДЬ
Верховный Суд РФ закрепил право пассажиров на провоз личных вещей в качестве ручной
клади сверх нормы, установленной перевозчиком, без взимания дополнительной платы
Общество, осуществляющее деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров,
просило признать не действующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила
воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), утвержденных Приказом Минтранса
России от 28 июня 2007 г. N 82 в части установления возможности провоза пассажиром в качестве
ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты
которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак,
или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе, полагая
его противоречащим пункту 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ, подпункту 21 пункта 2 статьи 106
Воздушного кодекса РФ и возлагающим на перевозчика не предусмотренную законом обязанность
принимать к перевозке вещи сверх нормы бесплатного провоза ручной клади, в ряде случаев без
учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения на борту воздушного судна.
По мнению Общества, реализация на практике оспоренного предписания создает условия,
противоречащие требованиям безопасности полетов.
Решением Верховного Суда РФ в удовлетворении административного искового заявления Обществу отказано.
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставила вынесенное решение без изменения,
указав при этом, в частности, следующее. Юридические лица, индивидуальные предприниматели,
осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении
воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и
грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые
федеральными авиационными правилами.
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны
противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей (пункты 1, 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право в порядке,
предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Статьей 106 Воздушного кодекса РФ установлено, что пассажир воздушного судна имеет право
бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком
в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований
эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в
пассажирской кабине (салоне) воздушного судна (подпункт 21 пункта 2).
Пункт 133 Правил определяет, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади
в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы.
В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне
воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и
позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.
Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти
килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам
установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в
багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая
не может быть уменьшена перевозчиком, Правила предоставляют перевозчику возможность
установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить
её в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без
взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135.
Права пассажиров на возможность провоза в качестве ручной клади сверх установленной нормы
бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами
перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами,
букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе четко и ясно сформулированы в оспоренной
норме; каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в ней не содержится.
Как правильно указано в обжалуемом решении, ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ,
ни какой-либо иной нормативный правовой акт, регулирующие рассматриваемые правоотношения
в области гражданской авиации, не содержат предписаний, согласно которым правовой режим
ручной клади не может быть распространен на вещи пассажира, перечисленные в пункте 135 Правил,
если они не содержат запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов.
Поскольку норма бесплатного провоза ручной клади, установленная в пункте 133 Правил, и норма,
установленная в пункте 135 Правил, определены Минтрансом России в пределах полномочий по
принятию правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение
транспортных уставов и кодексов, а оспоренное предписание не противоречит изложенным выше
правовым нормам Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, вывод суда об
отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования правомерен.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в пункте 135 Правил специального
указания на вес и габариты разрешенных к провозу в качестве ручной клади дамской сумки,
портфеля и букета цветов в системе действующего правового регулирования не может расцениваться
(как ошибочно полагает Общество) в качестве возможности для провоза пассажиром, применительно
к рассматриваемому праву, вещей, очевидно не относящихся к числу малогабаритных и позволяющих
их поместить в местах провоза ручной клади без ущерба для реализации прав иных пассажиров или
требований по обеспечению безопасности. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что
по своему правовому содержанию оспариваемый в части пункт во взаимосвязи с иными нормами
Правил, обеспечивая необходимый уровень обслуживания пассажиров, не предполагает, что пассажир
без согласия перевозчика может провезти в салоне воздушного судна без взимания дополнительной
платы вместе с имеющейся у него ручной кладью в пределах установленных перевозчиком норм сразу
несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно и рюкзак, и дамскую
сумку, и портфель.
Согласно пункту 5 Правил пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать
законодательство РФ, международные договоры РФ и законодательство страны, на территорию,
с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов,
касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению
безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным,
таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.
С учетом изложенного выше довод Общества о том, что право пассажира на провоз в салоне воздушного
судна личных вещей, закрепленное в оспоренном положении, вступает в конфликт с обязанностью
перевозчика обеспечить их безопасное размещение, является необоснованным.