Надо ли платить за ручную кладь в самолете? - Нет!!!

Юридические услуги

Сибирский федеральный округ
Группа предприятий безопасности "Ураган"

+7(391) 221-61-89
660003, г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 1, стр. 2, офис 259 (центральный вход, 2 этаж)

Гражданские дела

Возврат банковских комиссий, Споры со страховыми компаниями, Жилищные споры, Взыскание долгов, Юрист по дтп

Юрист по банкротству граждан

Банкротство граждан, Банкротство индивидуальных предпринимателей, Банкротство юридических лиц

Юрист по арбитражу

Копроративные споры, Споры вытекающие из договорных обязательств, Споры с гос. органами

Юрист по работе с приставами

Подача исполнительных листов, Розыск имущества должника, Участие в исполнительских действиях, Обжаловани действий (бездействий) пристава

Надо ли платить за ручную кладь в самолете? - Нет!!!

АВИАКОМПАНИЯ ТРЕБУЕТ ОПЛАТИТЬ РУЧНУЮ КЛАДЬ

Верховный Суд РФ закрепил право пассажиров на провоз личных вещей в качестве ручной

клади сверх нормы, установленной перевозчиком, без взимания дополнительной платы  

Общество, осуществляющее деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров,

просило признать не действующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила

воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров,

грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), утвержденных Приказом Минтранса

России от 28 июня 2007 г. N 82  в части установления возможности провоза пассажиром в качестве

ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты

которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак,

или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе, полагая

его противоречащим пункту 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ, подпункту 21 пункта 2 статьи 106

Воздушного кодекса РФ и возлагающим на перевозчика не предусмотренную законом обязанность

принимать к перевозке вещи сверх нормы бесплатного провоза ручной клади, в ряде случаев без

учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения на борту воздушного судна.

По мнению Общества, реализация на практике оспоренного предписания создает условия,

противоречащие требованиям безопасности полетов.    

Решением Верховного Суда РФ в удовлетворении административного искового заявления Обществу отказано.  

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставила вынесенное решение без изменения,

указав при этом, в частности, следующее.   Юридические лица, индивидуальные предприниматели,

осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении

воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и

грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые

федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны

противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров,

грузоотправителей, грузополучателей (пункты 1, 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ).  

В соответствии с частью 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ пассажир имеет право в порядке,

предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.  

Статьей 106 Воздушного кодекса РФ установлено, что пассажир воздушного судна имеет право

бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком

в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований

эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в

пассажирской кабине (салоне) воздушного судна (подпункт 21 пункта 2).  

Пункт 133 Правил определяет, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади

в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы.

В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне

воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и

позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти

килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам

установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в

багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.    

Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая

не может быть уменьшена перевозчиком, Правила предоставляют перевозчику возможность

установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить

её в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без

взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135.  

Права пассажиров на возможность провоза в качестве ручной клади сверх установленной нормы

бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами

перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами,

букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе четко и ясно сформулированы в оспоренной

норме; каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в ней не содержится.  

Как правильно указано в обжалуемом решении, ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ,

ни какой-либо иной нормативный правовой акт, регулирующие рассматриваемые правоотношения

в области гражданской авиации, не содержат предписаний, согласно которым правовой режим

ручной клади не может быть распространен на вещи пассажира, перечисленные в пункте 135 Правил,

если они не содержат запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов.  

Поскольку норма бесплатного провоза ручной клади, установленная в пункте 133 Правил, и норма,

установленная в пункте 135 Правил, определены Минтрансом России в пределах полномочий по

принятию правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение

транспортных уставов и кодексов, а оспоренное предписание не противоречит изложенным выше

правовым нормам Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, вывод суда об

отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования правомерен.  

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в пункте 135 Правил специального

указания на вес и габариты разрешенных к провозу в качестве ручной клади дамской сумки,

портфеля и букета цветов в системе действующего правового регулирования не может расцениваться

(как ошибочно полагает Общество) в качестве возможности для провоза пассажиром, применительно

к рассматриваемому праву, вещей, очевидно не относящихся к числу малогабаритных и позволяющих

их поместить в местах провоза ручной клади без ущерба для реализации прав иных пассажиров или

требований по обеспечению безопасности.   Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что

по своему правовому содержанию оспариваемый в части пункт во взаимосвязи с иными нормами

Правил, обеспечивая необходимый уровень обслуживания пассажиров, не предполагает, что пассажир

без согласия перевозчика может провезти в салоне воздушного судна без взимания дополнительной

платы вместе с имеющейся у него ручной кладью в пределах установленных перевозчиком норм сразу

несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно и рюкзак, и дамскую

сумку, и портфель.  

Согласно пункту 5 Правил пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать

законодательство РФ, международные договоры РФ и законодательство страны, на территорию,

с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов,

касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению

безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным,

таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.  

С учетом изложенного выше довод Общества о том, что право пассажира на провоз в салоне воздушного

судна личных вещей, закрепленное в оспоренном положении, вступает в конфликт с обязанностью

перевозчика обеспечить их безопасное размещение, является необоснованным.